Новости
Панельная дискуссия «Украинская журналистика: профессионализм, социальная ответственность, цензура/самоцензура?»
Одним из первых программных мероприятий PR-фестиваля этого года стала панельная дискуссия «Медиаграмотность».
В первом блоке дискуссии на тему «Украинская журналистика: профессионализм, социальная ответственность, цензура/самоцензура?» приняли участие представители всех основных направлений СМИ: телевидения традиционного (Александр Богуцкий, директор-президент ICTV), интернет-телевидения (Вадим Денисенко, главред Espreso.TV), информационного интернет-портала (Cевгиль Мусаева, сооснователь и редактор Hubs), информационного агентства (Антон Подлуцкий, ИА РБК-Украина) и периодической прессы (Алексей Погорелов, генеральный директор УАИПП).
Собственно программной дискуссии предшествовала еще одна, незапланированная, которая возникла после выступления вице-президента Украинской PR-Лиги Елены Деревянко. Она стала своеобразной «репетицией» дальнейшего обсуждения в рамках заявленной темы. Участники фестиваля высказались по ряду ключевых проблем отрасли и общества. В частности, главный редактор журнала «Бизнес» Игорь Сергеев отметил, что низкий уровень развития отечественной коммуникационной отрасли и слабость отечественных СМИ в текущей информационной войне во многом стали результатом отсутствия государственной поддержки. «На голом энтузиазме информационные войны не выигрываются», – подчеркнул он. В свою очередь участник предстоящей панельной дискуссии, директор-президент канала ICTV Александр Богуцкий обратился непосредственно к представителям PR-отрасли, акцентировав их внимание на преимуществах телевидения как наиболее массового и надежного канала коммуникации, а также затронул тему так называемого «белого шума».
Промежуточная дискуссии плавно перешла в программную. Ключевыми темами для обсуждения, как и предполагалось, стали низкий уровень профессионализма в современной украинской журналистике, роль различных категорий СМИ в коммуникационном процессе, рейтинги и их зависимость от тематики и формата контента, профессиональная этика и многое другое.
Открыл дискуссию Вадим Денисенко, который развил начатую Александром Богуцким тему «белого шума», подчеркнув, что на Западе большинство телеканалов не имеют таких высоких рейтингов, как их коллеги в Украине. Тем не менее, их влияние на целевые аудитории очень велико, а результативности могут позавидовать многие лидеры отечественных рейтингов. Он также отметил, что за последнее время в Украине снизился общий профессиональный уровень журналистики, полностью исчезли серьезные интеллектуальные, ежемесячные и даже профессиональные желтые издания, что привело к разрушению классической пирамиды передачи информации.
Следующая участница дискуссии, Севгиль Мусаева, продолжила тему контента, рейтинга, и подняла вопрос о перспективах «конъюнктурных» СМИ: «Революция показала, что те медиа, которые создавали оперативный контент, серьезно поднялись в рейтингах. Но вопрос в том, что будет с такими СМИ после того, как накал страстей спадет. Учитывая то, что у них нет собственных продуктов». Она также подчеркнула, что наступает время новых медиа, время универсальных продуктов, новых механизмов подачи информации: «Именно …микс журналистики, конвергенция, о которой мы последние пять лет говорим, будет считаться трендом в ближайшей перспективе. Журналист в обычном понимании этого слова уже не актуален».
Севгиль Мусаеву поддержал Антон Подлуцкий, который заявил, что новые форматы подачи информации в ближайшие 5-10 лет будут интенсивно развиваться. В то же время он заметил, что по поводу многих новых трендов в области информации, таких как инфографика и др., и их коммерческой целесообразности в профессиональных кругах пока нет четкого мнения: «Это красиво, но что будет в перспективе с этим медийным Версалем, пока никто толком ничего сказать не может». Что касается текущей ситуации в коммуникационной отрасли, то, по мнению Подлуцкого, события последних месяцев привели к падению уровня профессионализма: «Медийщики не сплотились вокруг профессиональных принципов – взвешенность, проверка информации, чем горячее факт, тем холоднее его надо подавать. Многие из позиции журналисткой перешли на позиции откровенно идеологические, пропагандистские. Соответственно очень многие СМИ в этих реалиях попросту утратили право называться медиа», – отметил он. Подлуцкий также подчеркнул, что для представителей коммуникационной отрасли сегодня крайне важно придерживаться принципов профессионализма и очень ответственно относиться к транслируемой информации.
Еще один участник дискуссии, Алексей Погорелов, тезисно обозначил свою позицию по всем ключевым вопросам обсуждения, а заодно подвел символический итог предыдущим высказываниям своих коллег. Он «отмел» идею монополизации СМИ, объяснив ее тем, что читательские и зрительские аудитории при выборе СМИ ориентируются не на лидеров рейтинга, а на собственные потребности; констатировал, что украинскому коммуникационному рынку остро недостает профессиональных медиаменеджеров; остановился на теме финансирования, подчеркнув, что диверсификация источников их поступления позволяет медиа быть менее зависимыми, а, кроме того, спрогнозировал, что в ближайшие два-три года в отрасли будет наблюдаться развитие нишевости по тематике, возрастет роль конкретики и увеличится спрос на профессиональные кадры. «Все СМИ, независимо от канала – это медиабизнес с уникальной функцией и влиянием на сознание аудитории. От того, как мы работаем, в конечном счете зависит то, как мы живем. Социальная роль СМИ исключительно важна, и хорошо, что есть много СМИ, которые выражают разные точки зрения» – резюмировал он.
Подводя итоги дискуссии, ее участники сделали следующие выводы. В любом кризисе заложены новые возможности и стимул к развитию. Рост конкуренции повышает спрос на профессионалов и профессиональный продукт. Остается использовать эти возможности: сосредоточиться на подготовке профессиональных кадров и качестве информационного продукта, культивировании общности профессиональных интересов и цеховой солидарности, заново научиться называть вещи своими именами. И, как заметил Антон Подлуцкий, «работать по Чану Киму и искать свои «голубые океаны»».