Новости
Панельная дискуссия «Визуальные коммуникации в мире, где люди больше не хотят читать»
«Инфографика позволяет людям распоряжаться своим временем».
В XXI веке информации становится все больше, а времени, чтобы ее воспринимать – все меньше. Традиционные и интернет СМИ решают эту проблему, заменяя привычный текстовый формат языком графических объектов и символов.
В рамках Международного PR-фестиваля 2014 года прошла панельная дискуссия «Визуальные коммуникации в мире, где люди больше не хотят читать», посвященная современным методам передачи информации. Ее участниками стали руководитель информационно-справочной службы журнала «Корреспондент» Андрей Газин, руководитель проекта Newslog.org Андрей Загородский и дизайнер-инфографер издания «Вести» Юрий Курильчук. Модерировал беседу председатель Союза дизайнеров Украины Сергей Чуев.
Открывая дискуссию, Сергей Чуев вкратце обратился к истории графических символов и их использования на разных временных отрезках развития человечества, подвел научную базу под растущую популярность визуальных коммуникаций, построенных на апеллировании к эмоциям. И привел примеры наиболее традиционного использования графических объектов в различных сферах жизни и деятельности – от системы визуальной навигации или службы спасения до дизайна.
Вслед за модератором в беседу включились участники тематической панели. Первым выступал Андрей Загородский, который подробно остановился на применении визуализации в работе пресс-служб. Он подчеркнул, что Украина находится на начальном этапе развития инфографики, тем не менее, процесс идет достаточно активно. И в качестве практического примера привел опыт работы с информацией в недавно созданном Украинском кризисном медиа-центре. По мнению Загородского, использование инфографики не только позволяет его команде эффективно систематизировать информацию, но и привлекает внимание большего количества потребителей этой информации. Он также упомянул, что использование визуализаций в медиарилайшнз – это не просто дань моде, а насущная необходимость. «Есть достаточно известное исследование, которое показывает насколько увеличивается распространение вашего содержания, если вы используете мультимедиа. Если ваш пресс-релиз будет снабжен не только текстом, но и фотографиями, дополнительными ссылками, инфографикой, бэкграундом, то его тираж вырастет практически в 10 раз. Британский источник Social Lable пишет, что 45% пользователей кликают по ссылке на инфографику, причем 30% делают это, даже если инфографика их не интересует. Исследование Твиттера показывают, что количество ответов под сообщением, которое содержит инфографику, увеличивается вчетверо. По сути, мультиэкранность создала для пресс-секретаре и пресс-служб новую реальность. Мы должны производить продукт для тех, кто больше смотрит, а не читает, и пытаться делать то, что им будет удобнее воспринимать», – подытожил Андрей Загородский.
рий Курильчук в своем выступлении приоткрыл завесу загадочности над работой дизайнера-инфографера печатного СМИ. «Если говорить о создании визуализаций для газеты, в первую очередь они оговорены тем, что человеку довольно скучно листать один сплошной текст. Не могу сказать, что инфографики анализируют огромное количество данных. Но учитывая, что газету будут просматривать, скажем, во время поездки в метро, она и не должна содержать такие объемы информации, она должна носить скорее иллюстративный характер. В своей работе мы стараемся использовать разную стилистику: читателя нужно постоянно удивлять», – поделился он. Помимо прочего Юрий Курильчук рассказал об истории возникновения некоторых графических объектов, которые уже стали неотъемлемой частью контента газеты, и об особенностях работы инфографера над различными проектами.
В отличие от коллег, уделивших больше внимания конкретным кейсам, Андрей Газин предпочел остановиться на пользе инфографики. Он напомнил аудитории об истоках современной инфографики. А именно о создании в начале ХХ века в Австрии универсального визуального языка, состоящего из тысяч графических символов – изотайпа – призванного доносить информацию до неграмотной части населения. Основы этого языка впоследствии и по той же причине использовались и в СССР. «Сегодня читать умеют все, но не все хотят, или не у всех есть на это время, – отметил Газин. – Инфографика в этом смысле крайне важна, поскольку позволяет читателю распоряжаться своим временем. И если текст человек воспринимает поэтапно, то изображение – все и сразу». Рассказывая об особенностях объектов визуализации, Андрей Газин привел пример газеты NY Times, дизайнеры которой при разработке инфографики ориентируются на двух популярных мультипликационных персонажей из семейки Симпсонов, а в их лице на две основные группы потребителей информации – Барта (простая доступная модель) и Лизу (инфографика «с подтекстом», заставляющая размышлять и анализировать).
Говоря об инфографике в Украине, Газин подчеркнул, что в данном случае отечественные СМИ пока далеки от идеала, поскольку не всегда принимают во внимание основные критерии, которым она должна отвечать. А именно: быть структурированной, визуально иерархичной, не искажать данные, избегать преобладания формы над содержанием, давать возможность сравнивать и т.д. По мнению специалиста, СМИ часто используют инфографику «не по назначению»: «Инфографика должна быть релевантной и оправданной. Часто ее используют просто как иллюстрацию или пытаются сделать как можно более насыщенной, что препятствует правильному восприятию».
Итог дискуссии подвел ответ на вопрос модератора о том, как «идентифицировать» хорошую инфографику: «Есть простая проверка: попробовать закрыть рукой текстовую часть. Если знаки не несут никакой смысловой нагрузки, это просто набор картинок, никак не связанных друг с другом».