Новости
Юридический мастер-класс на XII Международном PR-фестивале
Наталья Иваницкая: «В процессе защиты деловой репутации может быть три варианта развития событий – пессимистический, реалистический и оптимистический. И все их нужно принимать во внимание».
«В любом случае всегда лучше работать на упреждение».
«Защита от информационной атаки – советы юриста». Доклад на эту тему в рамках первого дня XII Международного PR-фестиваля стал не просто программным, но и логическим продолжением предыдущего информационного блока, посвященного корпоративному PR в турбулентной среде. Во многом потому, что во время предыдущей дискуссии проблема информационных атак и защиты деловой репутации в Украине, в том числе в контексте последних событий, поднималась неоднократно. Как результат, выступление адвоката, старшего юриста компании Arzinger Натальи Иваницкой вызвало живой интерес фестивальной аудитории.
Свое выступление Наталья Иваницкая начала с комплимента организаторам PR-форума, отметив высокий уровень мероприятия, а затем перешла к сути вопроса. По мнению авторитетного юриста, неэффективно противостоять деструктивной информации и бороться с фейк-атаками исключительно механизмами юриспруденции, не используя при этом «ответных» информационных технологий. Очень важно в данном случае объединять усилия всех подразделений компании (или аутсорсинговых структур), ответственных за построение и поддержание деловой репутации. А именно юридической, маркетинговой и PR-служб. При этом каждая структура должна выполнять свои обязанности в рамках профессиональной компетенции, не пытаясь брать на себя функции партнеров по проекту. Главное – сформулировать четкие требования к действиям друг друга в рамках поставленной задачи, а именно сроки, прогнозируемые результаты и «побочные эффекты». Это схема, по мнению Наталии Иваницкой, эффективна как в текущей работе, так и применительно к кризисным ситуациям.
Реакция на информационную атаку, по словам юриста, во многом зависит от ее природы. Если компания имеет дело с материалом, в основе которого лежит достоверное утверждение о факте, т.е. с информацией, подтвержденной реально существующими документами, гораздо более эффективным для решения проблемы будет не судебное разбирательство, а работа с источником. Если компания столкнулась с распространением неправдивой информации и располагает необходимым опровержением или уверена в том, что достоверность информации источником доказана быть не может, можно выбрать активную стратегию – суд с параллельным проведением кампании в поддержку репутации в СМИ и т.д. При этом, оценочные суждения, т.е. личные мнения автора/редакции о той или иной ситуации, событии и т.д. защищаются гарантиями свободы слова, поэтому не подлежат опровержению. То есть. в суд с таким делом идти нельзя. Очень часто бывает непросто определить, какое суждение является утверждением о факте, а какое – оценочным.
Наталья Иваницкая подчеркнула, что восстановление деловой репутации – процесс не одного дня. «Если вы хотите сиюминутного результата – его не будет. Даже самое быстрое судебное решение потребует определенного времени его исполнения, а самое быстрое опровержение не позволит моментально восстановить статус кво, так как объективно информационное пространство уже нарушено, – отметила она. – И положительное судебное решение единовременно ситуацию не исправит. Здесь в игру должна вступить PR-служба, поскольку важно, чтобы это решение было информационным поводом, который бы дальше «раскручивался». В то же время во многих случаях такое судебное решение может сыграть и против того, кто пытается защитить свою деловую репутацию. К этому тоже нужно быть готовым, и иметь в арсенале несколько эффективных схем действий в зависимости от дальнейшего развития событий».
В ситуациях, когда противная сторона оперирует достоверной информацией, которая может повредить деловой репутации, чтобы аргументировать и отстоять свою позицию Наталья Иваницкая посоветовала прибегать к такому юридическому приему, как право на ответ. Подобные материалы СМИ обязаны размещать бесплатно, с условием, что право на ответ было использовано в течение месяца после информационной атаки.
Более подробно эксперт остановилась на еще одной актуальной проблеме, а именно информационных атаках в Интернете. Она отметила, что данная сфера действительно представляет определенную сложность для действий в правовом поле, направленных на восстановление деловой репутации. Прежде всего, в связи с отсутствием необходимой законодательной базы в Украине, а также сложностями с идентификацией источника. Тем не менее ситуация отнюдь не выглядит безнадежной. Юрист подчеркнула, что в этой связи наметились и некоторые позитивные тенденции, которые могут помочь юристам и пиарщикам: «Не так давно в Европейском суде по правам человека было принято решение, которое распространяется и на Украину. Согласно этому решению любой интернет-ресурс несет ответственность за каждый опубликованный комментарий. Постмодерация и подобные оправдания в данном случае во внимание не принимаются. Как следствие, юридическая служба компании может ссылаться на данный аргумент в процессах по защите чести и деловой репутации».
Подвоя итог выступления, Наталья Иваницкая акцентировала на том, что прежде чем, переходить к активным действиям менеджмент, юридическая, маркетинговая и PR-службы компании должны предусмотреть и рассмотреть все варианты развития событий, оценить финансовые и другие риски, определить, сколько времени потребуется для реализации задачи. «Нужно помнить, что судебное разбирательство может рассматриваться и использоваться противной стороной в качестве информационного повода для новых информационных атак, и быть готовым к этому. А если получено судебное решение, его нужно исполнять, чтобы это не было охотой на ведьм». Наталья Иваницкая также подчеркнула важность коммуникации – и для борьбы с информационными атаками, и – основное – как инструмента построения устойчивой репутации: «В любом случае всегда лучше работать на упреждение. Понимать, какие информационные поводы могут иметь место, и работать над тем, чтобы аудитория мыслила критически», – отметила она.